Грамматика - как ввести и как отработать


      Если вам предстоит урок, основная цель которого – presentpractice grammar ….., прежде, чем формулировать цель урока, подумайте четко – какой именно кусочек грамматики вы даете и в каком контексте. Контекст – это, в общем, та лексическая оболочка в которой учебник помещает грамматику. Напримерчасто Present Сontinuous вводится в контексте He is wearing … (что на ком одето). Вот еще – моделька be going to в учебнике Speak Out Starter дается в контексте “goals”.  Помним о том, что важно иметь цель урок и более-менее ОДИН главный фокус. Это значит, что если в начале урока вводится лексика, есть текст или аудиорование – это НЕ цель, следовательно не нужно со всем этим убиваться, и по количеству отведенного времени ставить на первое место. 

     Итак, берем себе на заметку – грамматика на уроке не падает с потолка, а появляется из контекста. Чаще всего, контекст устанавливается через чтение текста или аудирование. Текст может быть дан и в виде устно рассказанной истории. Далее, мы подцепляем ключевые предложения из контекста и объясняем ЗНАЧЕНИЕ грамматической конструкции, потом преподаем ФОРМУ, и затем дрилим  ПРОИЗНОШЕНИЕ. Вот эти три «кита» - значение\форма\произношение считаются непосредственно стадией «презентация». Дальше следует отработка (practice) – то есть упражнения, различные активитис, дрилы итд. Общее правило – должен сохраняться порядок от более контролируемых упражнений (например, где студент выбирает правильное слово)  к более свободным (где нужно самим написать форму глагола, построить вопрос итд). После того, как студенты получили достаточное количество упражнений в контролируемом виде, переходим к продукции (production) – как правило это игра, вопросы или задание на говорение, задание что-то написать или описать. Последнее должно занимать не 3 минуты, а как минимум 1\5-1\6 часть от урока.

Приведу пример. Так как мне все время говорят – «все это интересно, но как же это применить к нашим учебникам», возьму урок из учебника Speak Out Starter 10.2 Цель – презентировать и отработать грамматическую модельку be going to в контексте «цели в нашей жизни». В первой части урока устанавливаем контекст – вспоминаем, что наши ученики любят, умеют делать, активируем тему «что можно поменять в своей жизни» - работу, квартиру, машину, друга (?), цвет волос. Даем прочитать текст, а потом – небольшое аудирование, выполняя которое еще больше создается контекст – «цели\планы в нашей жизни». Подмечаем, какие цели и планы есть у людей в услышанном аудио, прочитанном тексте. Наконец, выходим в грамматику. Берем предложение из текста. I am going to lose weight. На доске рисуем timeline, спрашиваем – Is this about future or present? Сопровождаем свой вопрос линией времени и подписываем точку now словом Present, стрелочку, уходящую вперед – Future. Можно взять еще пару предложений из аудио или текста. Затем подчеркиваем am going to. How many elements are there? Говорятчто триХорошо. Далее выясняем, что am – это глагол be, обращаем внимание на присутствие частички to. Затем смотрим в учебник, там написаны отрицательные и утвердительные предложения, обращаем внимание на отрицательную форму. После этого в учебнике предложено аудио. Включаем и отмечаем -в речи to звучит как t. Дрилим. Далее, в учебнике есть упражнение, где нужно составить предложения. После этого – задание на продукцию, ученики пишут «карту своей жизни». Так как в уроке уже сто раз звучало lose weightgo to the gymvisit Indiaetc, студентам не составляет труда составить такую карту. Дальше они в парах рассказывают друг другу о своих планах на жизнь. Кстати, вопросительная форма в этом уроке не дается. Поэтому вопросы они пока не задают.

Можно посмотреть, как работает описанная выше система в этих видео (мне особо нравится первое):
1)
2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий