Ц - цель урока


Всем известно выражение – «Если целишься в никуда, то попадешь в никуда». Это высказывание подходит к нашей жизни вообще, а к teaching – как нельзя больше. Хотелось бы поделиться мыслями о том, как задать уроку целенаправленность. Представьте, на столе лежат кусочки ткани, нитки, пуговицы. На вопрос – что шьешь, отвечаем – одежду. Ситуация нелепая – если не имеешь точного видения, что должно получится, то как? Или еще – отправляемся в путешествие, но не знаем куда, типа – по дороге придумаем. Но вот понадобится ли загранпаспорт, или валюта, или кроссовки, или вечернее платье – вот в чем вопрос. Почему же тогда (ну почему?) мы пишем цель урока – «Грамматика», или «Аудирование», «Повторение школьной лексики»... Это же туман. Или тупик. И даже, если сказать – «Грамматика Present Simple» - это все равно тупик. Куда мы целимся? Что хотим, чтоб наши ученики узнали, научились, потренировали, какие мышцы прокачали? Как вообще мы узнаем, был ли КПД в уроке?

Есть два распространенных способа формулирования целей – «present/practice _________» или «the learners will have learnt/practiced ____________»  Как видите, есть небольшая разница, но если цель правильно сформулирована, то на самом деле урок ляжет одинаково, все будет нанизано на стержень. Вот пример, как четко поставленная цель может помочь правильно составить урок.

Формулирую цель:  present/practice vocabulary on the topic of Daily routine. Дальше думаю – что мне для этого нужно?  Чтоб студенты:
1)поняли смысл – meaning определенных выражений (get up, brush my teeth etc). Для этого есть флэш карты. Еще буду делать acting out. Еще в парах, один показывает на картинку, другой – называет слово. Потом играем в «исчезающую картинку». Еще – рассортировать по времени дня, что когда делаем.
2) чтоб они научились нормально произносить эти выражения (могут ошибаться в teeth, могут не заметить слияние в get dressed итд) Для этого сделаю дриллинг хором, а потом дриллинг «шепотом».
3)научились писать эти выражения – если детки, то надо сделать активити на спеллинг, если взрослые – то как минимум привлечь внимание к dressed, teeth итд. Как вариант – дать карточки с пропуском букв.
4)научились использовать эти выражения, рассказывая про свою жизнь.   (Кстати, дальше смотрю учебник – там идет Present Simple. Принимаю решение, что объяснять грамматику буду на следующем уроке. А тут просто по образцу будут повторять, не анализируя структуру.) Для того, чтоб «научились использовать», сначала беру готовые упражнения или придумываю для отработки – вставить пропущенное слово, фразу. Второе задание – более свободное. Карточки про Ангелу Меркель, Путина и Обаму (для детей – Бэтман, Человек Паук и Железный человек, для подростков – Адель и Крис Мартин). Там прямая речь «I ___________________ at 7:00 and then I _________________ .”  После этого всего – они рассказывают про себя. Чтоб интереснее – 2 предложения правдивые, одно ложное. В парах читают друг другу и отгадывают.

Этот последний этап, свободное говорение, или продукция – то, ради чего затеивался весь урок, наш торт, который мы готовили, наш показатель, что ученики научились, что цели достигнуты. На него НУЖНОООООО отвести примерно пятую часть от всего времени урока.
Теперь, предвосхищая вопросы об интегрированности наших учебников… Предположим, в мою фабулу урока вставлен текст (чтение или аудирование, не важно), в котором ученики как раз потом берут эти фразы для daily routine. Что делать с целью «чтение\слушание», как они вклиниваются в урок на лексис? Правильно – они становятся sub-aims. Что это значит для меня (ведь не просто же формально мы их «сабами» назвали). Это значит, что они служат средством (vehicle), а не самоцелью и убиваться я над ними не буду. То есть, из урока 60 минут, потрачу на текст – максимум 10 минут. И не буду заставлять – читать по цепочке, переводить каждое слово. Будем довольствоваться общим понимание, а не детальным и, конечно, обратим внимание на необходимую нам лексику.

P.S. Со временем и преподавательским опытом, многие процессы автоматизируются и учитель может иметь этот план в голове или даже (!) поменять цель по ходу урока, из каких-то соображений, но если вы хотите урок - «тортик», или когда к вам приходят с observation, то лучше составить план по всем правилам:))

Для более детального изучения вопроса вы можете почитать:
Learning Teaching by Jim Scrivener (Chapter 6)
How to teach English by Jeremy Harmer (Chapter 12)

https://www.youtube.com/watch?v=LeCWdPZB0Bk

Комментариев нет:

Отправить комментарий