Фронтальная работа или работа в парах? Вот в чем вопрос.
Начну издалека – давайте подумаем, чему мы учим на уроках
иностранного языка? В идеале, мы должны помочь ученику овладеть определенными
навыками (чтение, понимание речи на слух, говорение и письмо). Я говорю «в
идеале», потому что еще очень много таких учителей, которые почему-то считают,
что должны научить перфекту и неправильным глаголам, соответственно и на уроке –
куча переписываний табличек, каких-то упражнений, где один человек отвечает на
вопрос, а остальные ждут своей очереди, видимо при этом предполагается, что он
занят глубоким осмыслением материала. Не верите, что навыки – главнее? Откройте
любой тест. В ОГЭ/ЕГЭ сколько заданий на «времена», «на грамматику»? Несколько
баллов можно получить, зная, какую форму глагола написать, все остальное –
навыки.
Давайте посмотрим, как происходит обучение навыкам в других
сферах. Мы заметим, что непосредственно
отработка навыка занимает бОльшую часть занятия. Обучаясь плаванию – люди плавают,
обучаясь игре на музыкальном инструменте – играют. А теперь давайте произведем
расчеты. Средний урок длится 60 минут, в группе 10 человек. Половину урока
говорит учитель, слушается аудио, может быть, читается текст, оставшиеся 30
минут делим на количество студентов - получаем 3 минуты на человека – что тут
отработаешь. Конечно, если класс маленький, то времени чуть больше. Но, в любом
случае, это ничтожная часть урока, если единственный и привычный вид
взаимодействия – фронтальная работа (это когда взаимодействие – Учитель-Ученик и Ученик - Учитель).
Оказывается, можно значительно увеличить время, отведенное
ученику для отработки речи за счет использования различных способов
взаимодействия. Среди них: работа в парах, работа в тройка, работа в группах. Надо
сразу сказать, что пары могут быть открытыми и закрытыми. В открытых - двое
работают в то время, как все остальные их слушают. Это хоть и не совсем
фронтальная работа, но все же не дает нам значительного увеличения времени
говорения для одного данного студента. Итак, работа в парах и группах – это ОДНОВРЕМЕННОЕ
говорение в парах, тройках на уроке. Если вы зайдете в класс, где происходит
такая работа, то класс будет «гудеть». Это нормально.
КОГДА МОЖНО ИСПОЛЬЗВАТЬ?
Все случаи не перечислить, ведь в парах можно делать все,
кроме аудирования) Очень удобно в парах проверять ответы. Это – мелочь, но
студенты учатся говорить какие-то простые вещи, типа – What answer do you have?/ I don’t know/ I’m not sure/ I agree/I disagree.
В парах прекрасно работают вопросы на prediction перед чтением или
аудированием. В парах, естественно, можно отрабатывать все задания на спикинг. Чтение….-
почему бы и нет. Например, jig-saw reading. Или совместный поиск
ответов на вопросы к тексту. Письмо – можно генерировать идеи вместе, можно
читать друг другу и искать у соседа ошибки, объяснять, почему они. Огромное
количество разных жизненных ситуаций, что называется «языковых функций» отрабатываются
в парах. В парах ученикам приходится выяснять непонятные слова, переспрашивать,
соглашаться или не соглашаться, отстаивать свое мнение, выражать неуверенность,
просить о помощи итд. Все это, конечно, на изучаемом языке!
КАК ПОДЕЛИТЬ
Поделить на пары можно по-разному. В сущности, все способы
делятся на два типа – учитель контролирует, кто с кем окажется, или пары
создаются случайно. Случайно – кто с кем сел, например. Можно еще раздать
разрезанный пазл (собранный пазл – это группа), одинаковые картинки, семейки животных,
схожие предметы (в мешке спрятаны 2 карандаша, 2 мячика, 2 колечка итд –
ученики вытягивают по одному предмету, затем находят свою пару). Объединить
можно по принципу «что ты любишь есть, делать итд», «есть ли у тебя собака,
кошка итд» Используйте лексику, которую проходите, заодно и повторите. Нацеленное
деление на пары – прямое указание учителя “Could you two work together?”, учитель также может осмысленно раздать парные
картинки или цветные наклейки, желая определенных людей собрать вместе (“Желтые
– вы одна команда»).
КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕСПОРЯДКА?
Если вы привыкли к полной тишине, то вам такой тип работы
будет казаться шумным и еще, вы будете нервничать, потому что думаете, что НЕ
КОНТРОЛИРУЕТЕ ситуацию. Но последнее – не совсем правда. С одной стороны –
действительно, вы делегируете некоторые полномочия студентам. Но с другой – вы все
равно не теряете контроль над уроком. 1) Вы определяете (ЧЕТКО) что студенты
должны сделать. Не просто – поговорите о чем-нибудь. А, например, обсудите
ответы на такие-то вопросы. 2) Вы решаете, СКОЛЬКО будет продолжаться данное
упражнение. Лучше заранее предупредить, сколько времени вы отводите. 3) Если вы
работаете со взрослыми – объясните, так сказать, rationale такого
способа организации урока. Если вы работаете с детьми, то уже лет с 7 их можно
приучать к работе в парах. В начале давайте им короткие и фиксированные
задания. Например, поговорить по картинкам по такому плану: I like playing tennis. – So do I/ I don’t. Приучайте свой класс к нормальной работе в
парах – мониторьте!!! Напоминайте не переходить на русский, не игнорировать
друг друга, не отсиживаться итд.
В общем, если вы никогда не использовали разные виды
взаимодействия на уроках, очень советую начать! Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий