Пары - как организовать работу в парах

Фронтальная работа или работа в парах? Вот в чем вопрос.

Начну издалека – давайте подумаем, чему мы учим на уроках иностранного языка? В идеале, мы должны помочь ученику овладеть определенными навыками (чтение, понимание речи на слух, говорение и письмо). Я говорю «в идеале», потому что еще очень много таких учителей, которые почему-то считают, что должны научить перфекту и неправильным глаголам, соответственно и на уроке – куча переписываний табличек, каких-то упражнений, где один человек отвечает на вопрос, а остальные ждут своей очереди, видимо при этом предполагается, что он занят глубоким осмыслением материала. Не верите, что навыки – главнее? Откройте любой тест. В ОГЭ/ЕГЭ сколько заданий на «времена», «на грамматику»? Несколько баллов можно получить, зная, какую форму глагола написать, все остальное – навыки.

Давайте посмотрим, как происходит обучение навыкам в других сферах. Мы заметим, что  непосредственно отработка навыка занимает бОльшую часть занятия. Обучаясь плаванию – люди плавают, обучаясь игре на музыкальном инструменте – играют. А теперь давайте произведем расчеты. Средний урок длится 60 минут, в группе 10 человек. Половину урока говорит учитель, слушается аудио, может быть, читается текст, оставшиеся 30 минут делим на количество студентов - получаем 3 минуты на человека – что тут отработаешь. Конечно, если класс маленький, то времени чуть больше. Но, в любом случае, это ничтожная часть урока, если единственный и привычный вид взаимодействия – фронтальная работа (это когда взаимодействие –  Учитель-Ученик и Ученик - Учитель).    

Оказывается, можно значительно увеличить время, отведенное ученику для отработки речи за счет использования различных способов взаимодействия. Среди них: работа в парах, работа в тройка, работа в группах. Надо сразу сказать, что пары могут быть открытыми и закрытыми. В открытых - двое работают в то время, как все остальные их слушают. Это хоть и не совсем фронтальная работа, но все же не дает нам значительного увеличения времени говорения для одного данного студента. Итак, работа в парах и группах – это ОДНОВРЕМЕННОЕ говорение в парах, тройках на уроке. Если вы зайдете в класс, где происходит такая работа, то класс будет «гудеть». Это нормально.  

КОГДА МОЖНО ИСПОЛЬЗВАТЬ?
Все случаи не перечислить, ведь в парах можно делать все, кроме аудирования) Очень удобно в парах проверять ответы. Это – мелочь, но студенты учатся говорить какие-то простые вещи, типа – What answer do you have?/ I don’t know/ I’m not sure/ I agree/I disagree. В парах прекрасно работают вопросы на prediction перед чтением или аудированием. В парах, естественно, можно отрабатывать все задания на спикинг. Чтение….- почему бы и нет. Например, jig-saw reading. Или совместный поиск ответов на вопросы к тексту. Письмо – можно генерировать идеи вместе, можно читать друг другу и искать у соседа ошибки, объяснять, почему они. Огромное количество разных жизненных ситуаций, что называется «языковых функций» отрабатываются в парах. В парах ученикам приходится выяснять непонятные слова, переспрашивать, соглашаться или не соглашаться, отстаивать свое мнение, выражать неуверенность, просить о помощи итд. Все это, конечно, на изучаемом языке!

КАК ПОДЕЛИТЬ
Поделить на пары можно по-разному. В сущности, все способы делятся на два типа – учитель контролирует, кто с кем окажется, или пары создаются случайно. Случайно – кто с кем сел, например. Можно еще раздать разрезанный пазл (собранный пазл – это группа), одинаковые картинки, семейки животных, схожие предметы (в мешке спрятаны 2 карандаша, 2 мячика, 2 колечка итд – ученики вытягивают по одному предмету, затем находят свою пару). Объединить можно по принципу «что ты любишь есть, делать итд», «есть ли у тебя собака, кошка итд» Используйте лексику, которую проходите, заодно и повторите. Нацеленное деление на пары – прямое указание учителя “Could you two work together?”, учитель также может осмысленно раздать парные картинки или цветные наклейки, желая определенных людей собрать вместе (“Желтые – вы одна команда»).

КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕСПОРЯДКА?
Если вы привыкли к полной тишине, то вам такой тип работы будет казаться шумным и еще, вы будете нервничать, потому что думаете, что НЕ КОНТРОЛИРУЕТЕ ситуацию. Но последнее – не совсем правда. С одной стороны – действительно, вы делегируете некоторые полномочия студентам. Но с другой – вы все равно не теряете контроль над уроком. 1) Вы определяете (ЧЕТКО) что студенты должны сделать. Не просто – поговорите о чем-нибудь. А, например, обсудите ответы на такие-то вопросы. 2) Вы решаете, СКОЛЬКО будет продолжаться данное упражнение. Лучше заранее предупредить, сколько времени вы отводите. 3) Если вы работаете со взрослыми – объясните, так сказать, rationale такого способа организации урока. Если вы работаете с детьми, то уже лет с 7 их можно приучать к работе в парах. В начале давайте им короткие и фиксированные задания. Например, поговорить по картинкам по такому плану: I like playing tennis. – So do I/ I dont.  Приучайте свой класс к нормальной работе в парах – мониторьте!!! Напоминайте не переходить на русский, не игнорировать друг друга, не отсиживаться итд.


В общем, если вы никогда не использовали разные виды взаимодействия на уроках, очень советую начать! Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий