Д - дисциплина на уроке

Если вы где-то услышите, что есть пара «золотых советов» по налаживанию дисциплины на уроке, не верьте. Правда в том, что все ситуации разные – разные дети, разные обстоятельства, разные причины. Очень много факторов. Все, что я напишу ниже, все советы – нужно будет проанализировать, попробовать и приладить к своим детям. У меня были и есть такие группы детей, которые можно назвать challenging с точки зрения дисциплины, я прочла и просмотрела много материалов, попробовала разные штуки и могу поделиться тем, что сработало и работает.

1)      Представьте для себя, что для вас – нормальная атмосфера на уроке. Что допустимо, что – нет. Хотите ли вы, чтоб дети складывали учебники и тетради в красивую стопку и убирали портфель в определенное место в классе? Поднимать руку или выкрикивать с места? Можно ли вставать? Можно ли переговариваться с соседом? Вы учитель, и вы устанавливаете границы. Но лично мне кажется, что чем более unplugged атмосфера в классе, тем больше планирования и, если хотите, собранности требуется от учителя.

2)      Устанавливайте classroom routine. Лучше всего начать это делать с первых дней учебного года. Тогда дети присматриваются к вам и хорошо реагируют на правила в классе. Дети успокаиваются, когда существует некая предсказуемость – hello circle, повторение или проверка дом.задания итд.

3)      Когда вы даете объяснения, пояснения, задания – убедитесь, что все на вас смотрят и слушают. Если половина детей листают учебник и рассматривают картинки – они вас не слышат и будьте уверены, они начнут выкрикивать свои вопросы или спрашивать у соседа.

4)      Чтобы привлечь внимание не повышайте голос! Это абсолютно, неэффективно. Как бы громко вы не говорили, дети привыкнут и к этому уровню шума и со временем перестанут на него реагировать. Для привлечения внимания можно использовать различные штуки - муз.инструмент, игрушку-пищалку, офисный звонок, или что-то из этого:

- Put your hand up if you can hear me! Научите этой фразе детей и когда вам нужно привлечь внимание, например, чтобы остановить обсуждение в парах, говорите это детям. Самый внимательный ученик отмечается.
- One, two, three – look at me! Дети должны тотчас посмотреть на вас и замереть, чтобы они не делали. Кто шевелится – проиграл!
- Учитель хлопает\притопывает какой-то ритм, ученики должны его в точности повторить.
- Еще есть игра «рыбка», ее сложнее показать, чем описать) Левая рука горизонтально – это море, правая – рыбка. Когда рыбка над водой, нужно хлопнуть (детям), как бы поймать рыбку, когда рыбка под водой – не хлопаем.

5)      Организуйте пространство в классе так, чтоб все максимально способствовало хорошей дисциплине. (Конечно, исходим из тех условий, которые у нас есть). Например, в моем классе – два стола. Я заметила, что когда они сдвинуты вместе и дети сидят по кругу, у них есть возможность пинать друг друга под столом и устанавливать прямой контакт глазами друг с другом, самые активные обязательно этим воспользуются. Расставив столы в линеечку и рассадив моих девять учеников, из которых 5 – гиперактивные мальчики, в линию, я получила быстрый доступ к каждому из них (шаг – и я рядом с ними), при этом единственный человек, которого они напрямую видят – это я)))  

6)      Lining up before the lesson. Было так – дети приходят за 5 минут до урока и эти 5 минут ээээ….enjoy themselves. Рисуют на доске, перекидываются мячом, итд. Потом я довольно долго их успокаиваю, чтоб начать урок, привожу их в чувство, у кого-то нет тетрадки, у кого-то ручки – это все длится долго. С особо активными  детьми помогло вот что. Никто не заходит в класс до урока. Все выстраиваются в линию в коридоре. Я стою у дверей. Приветствую, спрашиваю, есть ручка и тетрадь, если нет чего-то, они сразу получают запасные ручки и бумагу. Далее, я пропускаю одного человека, показывая точное место, куда надо сесть, там его ждет листок с заданием. Он должен тихо начать его выполнять. Так все дети по одному заходят. В итоге – первые 5 минут от урока в классе тишина, все сидят и пишут. Так гиперактивные успокоились, настроились, рабочая обстановка. Поиграть потом еще успеем!

7)      C детьми планируйте урок по принципу warmer-cooler. Warmer – это активные задания, где нужно соревноваться, ходить по классу, делать движения, бегать итд. Cooler – спокойные задания, где нужна концентрация (раскрашивание, переписывание с доски, обведение фигур). Если весь урок warmer-warmer-warmer (это частая ошибка учителей маленьких детей), то дети перегреваются, такой урок психологически тяжелый для детей. Они начинают драться друг с другом, после урока могут устраивать рев в коридоре, все это – без видимой причины. Обязательно делайте минутки с заданиями и играми, когда им нужно тихонько что-то собрать, написать итд.

8)      Используйте позитивное воздействие. Вместо того, чтоб поругать ребенка, похвалите соседа, который все делает правильно. Действенно очень и, главное, вы ни разу и не ругаетесь!

9)      Когда планируете урок, продумайте, как организовать многоступенчатые активитис. Разбейте их на стадии и проводите поступенчато. Например, если вам предстоит слушать и раскрашивать картинку, то вам надо убедиться, что они достали карандаши, приготовились, вы останавливаете запись, чтоб они успевали разукрасить или даете знать, что у них будет время закончить позже.

Чем сложнее (шумнее, активнее) дети, тем более продуман должен быть ваш план. Иначе каждая минута вашего замешательства может быть использована для создания шума.

10)  Если вы даете задание, во время которого дети начинают разговаривать друг с другом, или просто вслух – включите негромкую песенку, которую учили ранее.

Я написала основный какие-то фишки, которые оказались полезными для меня. Если у вас есть проблемные классы, то обязательно посмотрите эти видео:


https://www.youtube.com/watch?v=LdF5ry5g5-w – у него снято полностью три первых дня на первой неделе в школе. Посмотрите все. Долго, но очень полезно. Он работает в школе и районе, где обычно – большие проблемы с дисциплиной. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий