Г - guided discovery (тоже про грамматику)



C одной стороны, гид – это человек, который ведет и объясняет. С другой стороны, никто за тебя не сделает discovery – ни папа, ни мама, ни учитель. Открытие совершается внутри сознания человека. Мы привыкли, чтоб грамматику учитель объяснял так: «Откроем тетрадь и запишем тему урока – Present Continuous…” Далее дети старательно пишут все формы и примеры. Формируется стойкое ощущение, что все понятно, даже если ничего не понятно. Дети старательно переписывают с доски в тетрадь, а учитель чувствует удовлетворение от того, как красиво все рассказал. У этой методики есть несколько минусов – не всегда удается активизировать мозг учащегося, ведь списывать с доски можно на автопилоте. Второе – иногда ученики – самонадеянные люди и, увидев пару знакомых терминов, отключают мозг, думая, что все понятно, но пропускают какие-то детали, которые как раз и очень существенны. Поэтому многие современные учебники издательств Cambridge, Pearson и другие используют для презентации грамматики метод, которые идет с другого конца. Он индуктивный по своей сути и предлагает УЧЕНИКУ докопаться до истины. Впрочем, процесс познания истины происходит с подачи учителя, в этом осуществляется его роль как гида.

Рассмотрим пример. Урок в группе B1, наша тема – конструкции, которые мы используем для того, чтобы говорить о будущем. В начале читаем текст или слушаем материал, где используются модельки, которые мы будем разбирать. Потом пишем на доске – Definite future arrangements, Offers and promises related to the future, Plans and intentions for the future. Стоит прояснить смысл отдельных слов. Далее – раздаем ученикам бумажки с написанными предложениями, в которых употребляются Present Continuous/ be going to/ will – все из нашего прочитанного\прослушанного текста. Ученики идут к доске и прикрепляют бумажки в соответствующие категории. Все вместе обсуждаем – где arrangements были definite, а где – просто intention. Как правило, это видно из контекста. Потом предлагаем им подметить, какие модельки используются, когда мы говорим про arrangements, какие- про offers итд. Тут происходит озарение. Discovery. Далее мы просим кого-то из них, или каждого индивидуально, или в парах подумать, как будут выглядеть отрицательные формы. Обсуждаем результаты мозгового штурма и, ВНИМАНИЕ – формулируем правило. Вместе. Записываем его в тетрадь. Далее, отрабатываем грамматический материал в контролируемых заданиях и идем к свободным (продукции).

Что может варьироваться. Во-первых, степень вовлеченности учителя. Если ученик слегка тормозит, то на некоторые закономерности можно намекнуть. Можно также задавать вопросы. Что НЕ НАДО делать – не надо сначала объяснять правило по старинке, как в школе, а потом предлагать ученику выполнить упражнение на guided discovery в учебнике. Еще – не надо тянуть резину. Если ученик совсем, ну совсем не догоняет, то может, guided discovery – просто не для него? Последнее – не устраивайте голосований за правильное и неправильное. Ученики могут пытаться обосновать, подмеченное правило. Но не надо доводить все до абсурда и устраивать одну большую игру – «угадай, куда на доске прикрепить предложение». В общем-то, это всего лишь форма подачи грамматического материала.

Интересно, что есть исследования на эту тему – большое количество студентов говорят, что предпочитают дедуктивное изложение грамматики (как в школе). Но исследования также показывают, что когда они начинают пробовать guided discovery, они втягиваются и им потом, в итоге, эта форма нравится даже больше.))

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий